"СТРАННЫЕ ИГРЫ" (Ленинград)
Пионером стиля в нашей стране была, бесспорно, ленинградская группа "Странные
Игры". Судьба этого коллектива достаточно подробно описана множеством изданий,
поэтому перейду к рассказу об их творчестве.
За три года существования "Странные Игры" записали 2 альбома: "Метаморфозы
(Дыдаизм)" 1984 и "Смотри В Оба", 1986.
Первый альбом, записанный в период расцвета группы, поражает энергией и невероятным
оптимизмом. Смешав в одном альбоме ska, punk-rock и всевозможные направления
"новой волны", музыканты умудрились создать довольно цельную картину,
избежав эклектики и подражания (не удержавшись, впрочем, от цитирования своих
кумиров - the Madness). Высокое техническое мастерство всех участников коллектива
и тщательный подбор инструментов позволили органично вплести в "чисто роковые"
темы элементы джаза и т.н. "киномузыки". Текстовый материал "Метаморфоз",
следует признать, был очень неоднороден и, однозначно, слабей музыкального плана
(хотя и есть некоторые замечательные находки).
Вышедший спустя два года - "Смотри В Оба", был совершенно иным альбомом.
Сам настрой песен - от озорного ребячества "Метаморфоз" поменялся
на агрессивный вызывающий смех, надрывность и, местами, усталую апатию. Именно
этот альбом является образцом "правильной" эклектики: диапазон стилей,
в которых сделана та или иная песня, очень велик: марш, реггей, панк, ска, нечто,
напоминающее современное техно ("Трубопровод "Уренгой-Помара-Ужгород"),
джаз, шансон, авангард и снова добрая пригоршня всяческих "нововолновых"
фишек. Тем не менее, весь альбом выглядит очень монолитно и ни одна песня не
"торчит" и не "выпадает". Тексты подобраны самым тщательнейшим
образом - что стихи классиков дадаизма, что собственные, причём часть текстов
была однозначно агрессивного и/или вызывающего плана (о контекстах лучше и не
говорить).
На сохранившихся концертных записях "Странных Игр" можно обнаружить
несколько песен, не вошедших в студийные альбомы. Ввиду их крайней разнородности
и несовершенства "живого" исполнения попытка их систематизации не
представляется возможной.
"ЭКСТРА " (Волгоград)
Почти одновременно со "Странными Играми", с разницей в пару месяцев
в Поволжье появились сразу два ska-коллектива: "Экстра" - Волгоград
и "Али-Баба и 40 Разбойников" из города Фролово.
Основателем, лидером и главным "генератором идей" группы "Экстра"
был молодой преподаватель волгоградского культпросвет-училища Игорь Трасс. Будучи
заядлым коллекционером виниловых пластинок, к началу 80-х он буквально "загорелся"
"новой волной" и непосредственно стилем ska. Пройдя почти 3-х летнюю
стадию формирования состава и поиска подходящего названия, к лету 83-го группа
"Экстра" предстала перед публикой в своём лучшем и наиболее устойчивом
виде: И.Трасс - гит., вок., кл.; П. Сычёв - тромбон, вок.; К. Веселовский -
сакс, вок.; Е.Чукшин - труба, аккордеон, валторна; С. Сарычев - б.вок., кл.;
С. Ефимов - уд.
Получить в те годы какое-либо разрешение на право ведения концертной деятельности
группе, чей репертуар наполовину состоял из боевиков The CLASH, The SPECIALS,
BLONDIE и пары хитов модных тогда Чингиз Хан в стиле ска-панк было просто нереально.
Поэтому, идя на сознательный конфликт с властями, И. Трасс с июня 1983-го начинает
устраивать еженедельные ночные концерты в подвале (кстати, неплохо приспособленном)
своего училища. За два с половиной месяца в т. н. клубе "Притон" выступили
почти два десятка местных групп и некоторые "заезжие" звезды (ДК,
Футбол, АУ, Арсенал, Джунгли и Тамбурин). Сами же хозяева - группа Экстра, выступали
практически каждую неделю и пользовались у зрителей наибольшей популярностью.
Музыка Экстры представляла собой смесь ска, новой волны, панка и джаза. Излюбленной
фишкой группы были ска-версии известных песен "динозавров рока" (Pink
Floid, deep Purple, Slade, Smokie, Beatles и даже Black Sabbath!). Тексты писали
все участники Экстры и выглядели они как гибрид дадаизма "Странных Игр"
и довольно жесткого натурализма в духе "ДК".
К сожалению, в конце августа на один из концертов по чьей-то наводке нагрянула
милиция, и у группы начались серьёзные проблемы. В течение месяца музыкантов
регулярно вызывали на допросы в КГБ, после чего с каждого взяли подписку не
заниматься никакой музыкальной деятельностью. На И. Трасса было заведено уголовное
дело (официально - за незаконное предпринимательство и спекуляцию), но, благодаря
хлопотам его матери, ему было разрешено эмигрировать в Германию (где он сразу
же организовал группу No Sports). Сарычев и Ефимов уехали в Москву (собрав там
коммерческий проект "Альфа"), К. Веселовский подался до "земли
обетованной" (где следы его теряются), П. Сычёв ушёл работать на местное
радио, а Е. Чукшин уехал в свой родной город - Фролово (где мы с ним позднее
встретимся). На этом история группы "Экстра" закончилась.
"АЛИ-БАБА И40РАЗБОЙНИКОВ" (Фролово)
История группы "Али-Баба и 40 Разбойников" не столь драматична.
Методист фроловского ДК Вадим Попович, будучи ярым поклонником "новой волны",
практически все выходные лета'83-го проводил в Волгограде, в жёстко законспирированном
клубе "Притон". Близко познакомившись с гремевшей тогда группой "Экстра"
(игравшей ska-punk-new wave), Попович, не имея ранее подобного опыта, решает
организовать во Фролово свой ska-band.
Осенью 83-го, вместе с приехавшим из Волгограда Евгением Чукшиным (трубач распавшейся
к тому времени "Экстры") и рекрутировав ряд известных фроловских музыкантов
(в т.ч. - вся духовая секция из городского бюро ритуальных услуг), Попович объявил
о создании "ska-банды" "Али-Баба и 40 Разбойников". Вся
осень и зима прошли в интенсивных репетициях, перемежаемых редкими выступлениями
"для своих". Весной ' 84-го Попович и гитарист группы А.Задлер едут
в Москву и Ленинград, в надежде договориться о выступлении перед искушённой
публикой обеих столиц. Возвратившись ни с чем, музыканты не пали духом, а, уладив
все вопросы с гор-администрацией (кстати, довольно либеральной по тем временам),
начали играть на танцах в городском ДК. Причём программа "Али-Бабы и 40
Разбойников" по времени составляла более 3-х часов (включая "коверы").
В музыкальном плане фроловское ska отличалось от питерского и волгоградского
большей шлягерностью и доступностью тем. Смешав жизнерадостные ямайские ритмы
с джазом, свингом, фанком и попом, музыканты создали чрезвычайно приятный для
массового слушателя коктейль. Тексты, по определению самих авторов (Чукшин,
Попович, Задлер, М.Реховский), были "юмористического плана" и какой-либо
особой смысловой нагрузки в себе не несли.
Просуществовав в роли "ансамбля на танцах" до лета'87-го года (!!!)
и так и ни разу не выступив за пределами родного Фролове, ska-банда "Али-Баба
и 40 Разбойников" распалась. Дальнейшая деятельность её участников к теме
данной статьи не имеет никакого отношения.
"УЛИЦА КАРБЫШЕВА" (Волжский)
В городе Волжском - городе спутнике и индустриальном придатке Волгограда в 1985-м
году появилась группа "Улица Карбышева", просуществовавшая до начала
90-х.
Репетиционная база группы находилась на одноимённой улице, в ПТУ-3. Неизменным
лидером и фронтмэном являлся Михаил Мавромати ("Брызгун"), тусовщик
и хулиган, считающий себя другом волгоградской богемы и питерских панков; ударные
- А. Репин, алкоголик без определённых занятий; гитара и басе - братья В. и
Н. Шпековы, игравшие до этого в проектах О. Аджигитова; Ю.Ус -тромбон.
Музыка группы колебалась на грани примитивного ska и oi-панка в духе ранних
"The Exploited". Тексты писал Брызгун, и старался не петь, а орать
в микрофон, что не всегда нравилось публике.
Брызгун был сыном тогдашнего директора Волжского ГПЗ-15 Мавромати, что в некоторой
степени защищало группу от пристального внимания спецслужб. Концерты "УК"
проходили живо, Брызгун почти всегда напивался и лез в публику драться, забывал
слова и ломал микрофоны.
В начале 90-х Мавромати забросил музыку, переехал в Волгоград и стал выпускать
самиздатовский журнал "Новый Радек" с антисемитскими комиксами. Иногда
он выступал в роли шоу-мэна в панк-группе "Манифест".
В 1992-м году Мавромати организовал выставку Константина Колесова - волгоградского
художника-абстракциониста, на которой в последний раз после двухлетнего перерыва
выступила группа "Улица Карбышева". На выставке побывали гости из
США, которым Брызгун продал картины за несколько тысяч $, после чего он уехал
в Москву и сейчас он видный художник-концептуалист, известный своими скандальными
хэппенингами в общественных местах, проводимых в тандеме с художником Бреннером
(например, они занимались онанизмом на месте закладки строительства храма Христа
Спасителя). В. и М. Шпековы несколько раз с тех пор участвовали в бесплодных
проектах Олега Аджигитова, Ю. Ус - уехал в Тибет, А. Репин чуть не повторил
судьбу генерала Карбышева: зимой '96-го в пьяном виде пошёл ночью в село Заплавное
(в 30-ти км. от Волжского) к своей девушке в 20-ти градусный мороз. Утром его
нашли в стогу сена у дороги и еле спасли. Сейчас он пьёт.
К.Колесов после того, как Мавромати продал его картины, спился и осенью '94-го
повесился на чердаке проданного и пропитого дома.
" ДВА САМОЛЁТА " (С-Пб)
Откровенно коммерческая ska-группа из Питера. Образовались в начале 90-х (предположительно
- 90-91 гг.) Для достижения статуса "модной клубной группы" стиль
ska подвергся столь жестокой кастрации, что во многих композициях был практически
неразличим. Поп, диско, фанк и даже техно, вкупе с фирменной маркой группы -
"птичьим языком", превратили "Два Самолёта" в эдаких придурковато-оптимистичных
клоунов а-ля "Манго-Манго".
Лидер, автор текстов, гитарист и вокалист "Д.С." - Вадим Покровский
о своей приверженности к какой-либо идеологии ничего не заявлял, ловко маневрируя
между андеграундной сценой (благодаря изначально благожелательному отношению
к стилю ska в России) и элитарной клубной тусовкой ("купив" её беззаботностью
и беззубостью своих песен).
К 96-97 гг. шум вокруг группы поутих, однако, следует признать, идея адаптации
ska для массового слушателя оказалась с коммерческой точки зрения весьма успешной
и дееспособной, заинтересовав собой множество поп-групп.
"РАДИО" (Волгоград)
Группа образовалась в конце 92-го и на начальном этапе к ska не имела никакого
отношения. К лету 94-го в репертуаре группы стали появляться ska-punk-песни,
а к осени 94-го группа подготовила концертную программу "Боб Марли Мёртв"
- замес панка, ска, сёрфа и "чернушного" реггей. К сожалению, группа
до 97-го года испытывала серьёзные проблемы с выступлениями (из-за своих неоднозначных
шоу и личной конфликтности лидера " Р." - Павла Балеевского). В 97-м,
имея в качестве своей резиденции клуб "Ватикан", "Радио"
делает новую, большую программу "Да-Да в городе!". На вокал был приглашён
очень экспрессивный и энергичный Дмитрий Герасимов ("Студент"), на
гитаре играл один из старейших членов группы - Влад Ткаченко, ударные - не очень
техничный, но играющий ровно и чётко Павел Ковалёв ("Сникерс"), бас
- П. Балеевский.
Кроме своих песен, на концертах "Радио" играли огромное количество
коверов (Iggy Pop, Doors, московское ДК, Project X, Ventures, Странные Игры,
Flux Of The Pink Indians, Мистер-Твистер и т.д.)
В музыкальном плане программа "Радио" выглядела очень пёстро: взяв
за основу ska в духе Op. Ivy и Specials, музыканты добавили уйму разнообразнейших
стилей и направлений: punk, НС, surf, jazz, r-n-r, blues, etc. Тексты, странным
образом, сочетали в себе социальность и дадаизм.
Летом 98-го из-за возникших противоречий внутри группы, музыканты разошлись
по другим коллективам, однако, об окончательном распаде "Радио" не
заявляли.
Продолжение следует