И. Сафиуллин

Что же всё-таки такое НБП?

После нападения на активистов НБП на "Автозаводской" все левые дружно стали жалеть пострадавших. Что, в общем, объяснимо и правильно. Однако вопрос о политической сущности национал-большевиков остается открытым, провоцируя дискувссии и даже размежевания в левом движении. Ниже приводится посвященная этой теме статья с сайта www.1917.com.

Если с НБП образца 90-х было более или менее все понятно, то сейчас крутые зигзаги "генеральной линии" этой организации (позиция по Чечне, поддержка украинской "оранжевой революции", ориентация на союз с либералами и оппозиционными олигархами) ставят под сомнение оценку НБП как фашистской "партии". Как все-таки правильно определять нацболов?

Фашисты? Мелкобуржуазные радикал-демократы? Стихийные левые? У нас нет сомнений на этот счет: НБП - это фашистская (пусть и карикатурная) организация. Они недавно сами нам об этом сказали, когда в который раз участникам пикета против войны в Чечне и кремлевского терроризма на М. Конюшенной было явлено нелепое зрелище НБП-шных юнцов, выкрикивающих угрозы и нацистские лозунги. Пора закрывать тему с НБП. В данной статье "партия" Лимонова - это скорее повод поговорить о сущности фашизма вообще. Лимонов и его друзья сделали немало для того, чтобы подготовить почву для потенциальной фашизации России.

Перед тем, как пустить в ход "тяжелые" марксистские понятия, следует посмотреть на НБП в обыденной плоскости. Существует довольно распространенное мнение, что НБП - это вовсе никакая не политическая организация, а скорее эстетический проект. Такое мнение часто служит основанием для благодушного отношения к НБП, особенно среди либеральной тусовки: "Ну, творческие там люди, хорошие ребята с радикально-демократическими инстинктами, безо всякого национализма. Какие же они фашисты!". Важно здесь упомянуть и то, что НБП - это личное хозяйство одной персоны, "великого русского писателя" Лимонова. Его фантазии, прихоти и художественные жесты - это значимый фактор в самоопределении НБП. Можно встретить такое мнение, что Лимонов-писатель вовсе никакой не фашист, а скорее левый бунтарь по своей натуре.

Сами нацболы или близкие к их кругу нередко признают "несерьезность" НБП как политического проекта: "стеб, постмодернизм, экстрим, молодежная субкультура"; "были у нас чучхеисты, маоисты-толкиенисты, или, например, анархо-фашисты". НБП в ряду этих эстетических явлений только наиболее успешный "проект", ставший таковым благодаря таланту Лимонова и его друзей.

Тем не менее такой взгляд (НБП как эстетический проект) ограничен. Наверное, таким образом можно неплохо описать форму, но не политическое содержание НБП. Если смотреть на историю этой организации, изначально ее вожди были сориентированы на власть, точнее на проникновение во власть, в т.ч. легальными и "компромиссными" методами (см., например, предложение "союза" Ельцину в сер. 90-х). При этом они шли на союз с вполне серьезными нацистами (РНЕ, Архипов, Жариков) или крайне-правыми популистами (Жириновский). А сейчас Лимонов и его друзья мечтают о регистрации НБП в качестве "серьезной партии" и участии в выборах в Госдуму.

Если уж говорить о мотивациях рядовых нацболов, следует отметить такой момент. Определение "хорошие ребята из НБП" теряет смысл, раз уж эти хорошие ребята втянуты в политическую игру, в которую играют большие пацаны, в том числе "великий русский писатель". Здесь уже действует другая логика. Здесь надо ставить вопрос по-марксистски: что такое НБП по своему объективному социально-политическому смыслу?

НБП - это политическая организация. НБП - это фашистская организация. Конечно, если сравнивать НБП прямолинейно с немецкими национал-социалистами или, скажем, современной британской Национальной Партией, то это черт знает что. Нередко левые, чтобы доказать типологическое сходство НБП с фашистскими партиями, делают упор на социальной базе лимоновской организации. НБП - партия мелкой буржуазии, части интеллигенции, люмпенов, люмпенизированного пролетариата (возможны варианты). Смешно говорить такое о НБП, которая выводит, например, в Питере несколько десятков человек. Есть там молодежь из более или менее интеллигентных семей, встречаются гопники, есть нечто среднее между теми и другими. Даже если говорить о потенциальной социальной базе, то и тогда это не совсем верный подход.

Современные европейские фашисты (Ле Пен и т.п.) по своей социологической структуре (социальный состав движения, активисты плюс структура электоральной базы) отличаются от классических немецких нацистов, однако в том и другом случае мы говорим о фашизме, о формах фашистского движения.

Если говорить о рабочей структуре НБП, то группы НБП делятся так: "настоящие нацболы", т.е. действенные партийные кадры, и аморфная, но более или менее мобилизуемая тусовка (алкоголь, экстрим и прочая субкультурная активность - на низовом уровне, специфические интеллектуальные интересы - уровнем повыше). Например, в Питере, по нашим наблюдениям 2-3 летней давности, среди пехоты было с десяток "настоящих нацболов" и несколько десятков тусовки. Далее, "настоящих нацболов", как и тусовку, можно разделить на "быков" и "поэтов". Основания деления - а) тип личности и интеллектуальный уровень, например, степень прямолинейности фашистских взглядов (у быков - бытовой расизм, "долой черных", незамысловатый великодержавный национализм и т.п., а у поэтов - эзотерика, клэши цивилизаций, касты воинов и прочая) и б) функция (пехота и интеллектуалы, генералы).

Конечно, все эти границы, в известной степени, условны. Быки перетекают в поэтов и наоборот, тусня диалектически сливается с "настоящими нацболами", ну и так далее. Почему следует определять НБП в качестве фашистской структуры?

Изначально в марксистской аналитике фашизм (как социальное движение) определялся по его функции в конкретных классово-политических раскладах конкретного общества (см. анализы Троцкого и итальянского коммуниста Грамши). По мере того, как в капиталистическом обществе нарастают кризисные тенденции, у буржуазии появляется потребность в политическом резерве. С тем, чтобы восполнить недостатки привычных методов господства (либеральная демократия, "управляемая демократия" по-путински, "политтехнологии" и т.д.), чтобы в критический момент была возможность подавить сопротивление рабочего класса, организованное рабочее движение и продлить существование капитализма, перестроив структуры его гегемонии. Функцию резерва выполняет фашизм.

Он может быть задействован, а может и не быть. Все зависит от конкретного хода классовой войны, конкретных исторических обстоятельств; важна функция. Итак, теория резерва. Чтобы понять природу НБП, надо посмотреть на эту организацию системно. Тут необходимо рассматривать и социальную структуру НБП, и ее политическое поведение, и идеологию в их взаимосвязи. Ниже предлагаются аргументы в обоснование того тезиса, что НБП - это фашистская структура.

1) Очевидно, что НБП - это не пролетарская, а следовательно, не революционная организация. Не потому, что ее члены не являются чистыми пролетариями, а потому, что надо смотреть, кто и как там рулит, и на чем основывается действенность НБП. Наивно было бы верить словам Лимонова о том, что НБП - это вовсе не вождистская авторитарная организация, а вполне даже демократическая и управляемая решениями съездов. Эти слова - для соратников по "лево-либеральной" коалиции, для успокоения совести либеральной общественности. Конечно, в НБП царят другие нравы, нежели у туповатых нацистов или у Жириновского, и великий русский писатель и "революционный интеллигент" Лимонов будет естественным образом протестовать против такого уподобления и сравнения. Тем не менее, в "партии" - открытый культ вождя, и это не эстетический ход. К этому надлежит относится серьезно.

Повседневная партийная практика НБП пронизана манипуляторским вождизмом. И это, помимо прочего, помогает понять, почему возможны такие крутые зигзаги "генеральной линии" партии. Способность произвольно и круто менять политический курс органично присуща фашистским, как и сталинистским, организациям именно в силу их авторитарного устройства.

Прямое и открыто признаваемое делегирование права на мысль высшей партийной иерархии, культ действия как самоцели - это типологическая черта фашистских структур - "за тебя думает вождь, ты - действуй". В нашем, российском, контексте, эта черта получает особое преломление. У нас вообще пока мало, кто мыслит политически. Отмечаемая наблюдателями эстетизация политики вождями НБП - это, по сути своей, культивирование обычной аполитичности, только в рамках одной организации. Оборотная сторона эстетизации - аполитичность и, по большему счету, пассивность (интеллектуальная и практическая) рядовых членов, даже если их деятельность выглядит бурной и рисковой. Подсунув активистам свой дешевый "эстетический проект", Лимонов и его друзья убили возможность какой-либо политики для рядовых членов организации - возможность осмысленного, по-настоящему политического действия. Пока "потомство" играет в красиво оформленный радикализм, большие пацаны обделывают свои политические делишки, наделяя их какими-то своими, возможно, очень хитрыми эзотерическими смыслами. Слово вождя! Генеральная линия! Рулит в НБП круг больших пацанов из числа <поэтов> (см.классификацию выше. Эти люди - плоть от плоти той среды, которая дала наш либеральный "middle class" и медиакратию, т.е. социальный слой, который монополизирует средства производства идей и символов.

Российская медиакратия - журналисты, привелигированные работники СМИ, "политтехнологи", литераторы и другие "творческие люди" - обслуживала и будет обслуживать государство, бюрократический капитал и получать за это неслабые бонусы. Множеством неформальных уз и симпатий связаны вожди и интеллектуалы НБП с этой медиакратическим слоем. Они классово близки. Без медиакратии нет НБП, ведь процентов на 80 НБП - это медиа-эффект. Кто и как надувает им популярности, раскручивает "бренд"? Нет СМИ, нет НБП. Великий русский писатель гораздо ближе какому-нибудь Владимиру Соловьеву с НТВ, чем бюрократическим динозаврам-гебистам. (Правда, в нашей стране первым суждено обслуживать именно динозавров и гебистов). Лимонов - это enfant terrible, ужасное дитяти в благопристойном семействе, но от этого он не перестает быть частью этого семейства. Это хорошо видно по тем политическим шоу, на которые охотно зовут великого русского писателя.

Так что претензии Лимонова на то, чтобы быть совестью либерального сообщества России, вовсе не лишены оснований. В 1990-е гг., в эпоху борьбы с "коммунистическим реваншизмом" и олигархических информационных войн, медиакратия сформировалась как относительно независимый, привилегированный слой. По своей социальной сути этот слой, как и "средний класс" в целом, обслуживает правящий класс. Однако годы существования в условиях олигархической анархии и противоречий Ельцинского режима привили им чувство, что они являются самостоятельными игроками в этой стране. Попытки их "построить" (что делает нынешний режим) могут вызывать нервную реакцию. Оппозиционные настроения крепчают. Симпатии к великому русскому писателю растут. И нет ничего удивительного в союзе НБП с либералами.

Социальная структура НБП - не прямо, а через медиакратию - привязывает эту организацию к буржуазному государству. Чтобы там ни думали вожди нацболов, их организация всегда будет следовать в хвосте политики бюрократического капитала и отдельных его кланов, обслуживать его системные потребности.

2) "Настоящие нацболы", как правило, последовательно выражают взгляды, по которым безошибочно угадываются фашисты: расизм, сексизм, великодержавный национализм, гомофобия. Правда, каждый на свой лад, с разной степенью утонченности (см. классификация быков, поэтов, т.д.). И "настоящие нацболы" склонны отходить от НБП на том основании, что, раз уж власть возрождает "национально-государственические тенденции", надо переходить на сторону власти. Оппозиция власти как самоцель лишена для них смысла. Вот что пишет бывший нацбол, ренегат, последовательный фашист А.Маклер: "Если нынешнее российское государство будет продолжать двигаться в национальном направлении, то есть, например, учитывать положение русских за рубежом и способствовать социальному обеспечению населения, то необходимость НБП отойдет сама собой, она отомрет как последний рецидив 90-х. Желательнее всего для власти начать активное сотрудничество с НБП для ее использования в своих целях, например, через поощрение ее деятельности в бывших союзных республиках".

НБП служила и служит своеобразной стартовой площадкой для серьезного фашистского движения, спонсируемого и управляемого режимом, для отработки нужных идей, организационных форм, пропагандистских ходов. НБП - это резерв, кадровый, идейный. Режим, похоже, начал выстраивать в стране систему "мягкого" управляемого фашизма, и опыт НБП здесь как нельзя кстати. Эволюция Дугина, который сейчас возится с путинскими "опричниками", всего лишь яркий пример того, как работает фашистская функция резерва. Сколько их еще, быков и поэтов, послужит системе? Не важно, на чем остановятся власти: мочить непримиримого Лимонова или пытаться с ним договориться, - фашистская функция НБП остается фашистской.

3) Вопрос о том, какая идеология у НБП, может сбить с толку. Потому что идеологии в привычном понимании слова - идеологии как последовательной доктрины - у них нет. Есть буйная, нелепая, примитивная эклектика. Заглядывать в программу НБП в поисках идеологии смысла нет. Но здесь надо учесть следующее. Во-первых, привычное понятие идеологии редко срабатывает в применении к любым социальным движением. Чтобы разглядеть идеологическую физиономию движения, недостаточно изучить его официальную доктрину. Опять же надо подходить системно, рассматривать разные уровни и составляющие того или иного "идеологического построения", как говорил Грамши. То есть брать во внимание не только круг чтения активистов, но и внешнюю символику, не только теоретизирование "консервативных революционеров" Дугина и других отцов-основателей НБП, но и особенности литературы Лимонова. Надо, например, понимать, как пубертатное ницшеанство юных "поэтов" резонирует с более или менее изощренным - и все равно дешевым - ницшеанством вождей. Тем более указанный методологический ньюанс относится к фашистским структурам. Пропаганда классических фашистов - немецких национал-социалистов - тоже была эклектичной. Как известно, перед захватом власти Гитлер следовал правилу: предпринимателям говорить одно, рабочим - другое, студентам - третье. Все крайне-правые, включая Лимонова, освоили эту нехитрую науку. Эклектичность, типологически характерная для идеологии фашистов, связана, помимо прочего, и с культивируемым ими иррационализмом, с отменой осмысленного, рационального взгляда на мир.

Для фашистских организаций также характерна известная дистанция между идеологической эзотерикой узкого круга активистов и вождей (ядра организации) и содержанием пропаганды, обращенной вовне. На этот факт обращают внимание и исследователи современных европейских неофашистов. Наиболее серьезные из них - вроде француза Ле Пена или австрийца Хайдера, действуя в условиях западной политкорректной цензуры, затушевывают свои нацистские симпатии. То есть для всех и вовне - популисткие лозунги социальной справделивости, нападки на иммигрантов, патриотизм и требование защитить национальную промышленность от глобализации. Для своих (для ядра активистов, в магазинчиках партийной литературы) - "Майн Кампф", изощренный расизм, антисемитизм. Особенно ярко эта особенность фашистского "идеологического построения" - эзотерика vs идеология для всех - проявилась в случае немецких нацистов (можно упомянуть деятельность мистического общества Туле, значительно повлиявшая на нацистских вождей).

В пародийной форме эта черта была усвоена и НБП, эзотерическую базу которой обеспечивали персонажи типа Дугина и Джемаля, вышедшие из московской фашиствующей богемы времен "застоя". Произведенный ими идеологический "синтез", включивший в себя формулы теоретиков "консервативной революции", акценты европейского, прежде всего, немецкого национал-большевизма, идеи традиции сменовеховского евразийства плюс идиосинкразии создателей этого "синтеза", оставляет большое пространство для маневра. В том смысле, что многое можно переварить с таким синтезом: и Ленина как стихийного борца с Атлантизмом, и Сталина, и красные бригады, и Троцкого, и Гитлера, и Бен Ладена, и Берию, и Гулаг: Несмотря на всю эклектичность и пародийность идеологии НБП, у этого "идеологического построения" есть все же стержень. И стержень этот фашистский. Речь идет об элитаризме, часто принимающем "красивую" эзотерическую форму. В условиях капиталистического общества элитаризм дает фашизму его главный смысл. Повседневно, самим своим функционированием, капитализм воспроизводит деление общества на управляющих и управляемых, "элиту" и "массу", на тех, кто принимает решения, касающиеся жизни других, и тех, кому остается работать на хозяев и начальников. Идеология и практика фашизма доводит это деление до предела и возводит в ранг принципа. Подчеркивает его реакционными средствами - то есть через обращение к мифологизированным практикам докапиталистических формаций, к мифологии иерархии и касты.

С элитаризмом связана практическая установка на манипулирование пассивной массой. Бытовой расизм, национализм, ксенофобия вторичны по отношению к этому идеологическому стержню. Соблазн идеологии НБП состоит в том, что она определяет - в плане воображаемого, конечно - своих активистов как костяк будущей касты избранных "пассионариев" в ее идеальном, иерархически упорядоченном социуме. Даже если вожди "партии" сменят официальные идеологические иконы (будут рекомендовать к чтению, скажем, не Устрялова, а Хайека или Егора Гайдара), фашистский элитаризм в разных формах будет определять идентичность НБП.

4) Фашисты, новые и старые, часто озвучивают идеи социальной справедливости и равенства, подлинного народовластия, критику капитализма. Отношение к этим идеям у фашистов всегда чисто прагматическое и манипуляторское. Вожди НБП - не исключение. Фашисты пытаются оседлать недовольство, зреющее в капиталистической системе, используя социалистические и революционные идеи, посредством которых это недовольство может получить наиболее адекватное выражение.

Нейтрализовать левые идеи, перемешав их с правыми, - типично фашистская функция. Это сделал Лимонов и его друзья. И этим, главным образом, определяется реакционная, фашистская роль Лимонова в российской политике и культуре. Лимонов, действительно, нашел очень "удачную" комбинацию социалистических, антикапиталистических (даже анархистских) и крайне-правых идей и символов; удачную в плане привлечения активной молодежи, которой ненавистна дебильная и уродливая реальность российского бюрократического капитализма. В постсталинистской России пока еще не сформирована по-настоящему левая культура сопротивления. Лимонов и его друзья смастерили дешевый ее суррогат с фашистским подтекстом. И поставили тем самым левые революционные идеи на службу системе. В этом смысле политическая и эстетическая активность Лимонова представляет большую опасность, фашистскую опасность, для развития революционного движения в нашей стране, чем угрюмые неочерносотенцы и прямолинейные нацисты с их ненастоящим антикоммунизмом.

Возможно, предыдущее изложение несколько перегибает палку в отношение НБП. Так что, следует палку выпрямить и заодно свести воедино элементы этого анализа. НБП - это фашистская структура. Но фашизм НБП - это фашизм пародийный, непоследовательный, политически несостоятельный.

Это, действительно, в большой степени эстетизированный фашизм. Вальтер Беньямин еще в 20-х годах прошлого века писал, что фашизм эстетизирует политику - в противоположность коммунизму, который политизирует эстетику. В случае НБП, наверное, можно говорить о двойной эстетизации. НБП было порождено тем обществом, в котором нет не только левой, но и вообще нет никакой политической культуры, обществом, в котором подлинную, т.е. массовую политику, заменяют политтехнологии.

"Настоящий" фашизм появляется тогда, когда пролетарское сопротивление может перейти в фазу решающего политического наступления на власть капитала. Классовый антагонизм существует всегда, но в России он пока не получил полного политического оформления. Поэтому роль оганизаций, подобных НБП, сводится к подготовке почвы для появления по-настоящему политического фашизма, который, если разовьется, проглотит и великого русского писателя, и его "поэтов".

"Настоящие нацболы" с фашистскими взглядами могут принимать поворот "партии" к коалиции с либералами из прагматических соображений. Тактическая уловка на пути к Власти. Это, в конце концов, смешно. Кого там может переиграть великий русский писатель и его друзья? Ушлых политиканов или капиталистов типа Зюганова, Хакамады или Невзлина?

Используют и выбросят! Очевидно, имело место что-то вроде договора: Лимонова с его пехотой берут в большую политику, но просят чуть подчистить рыльце. Вождям либералов ведь тоже надо как-то объясняться со своими рядовыми сторонниками, разделяющими либеральные убеждения. А НБП, принявшая радикально-демократический вид, более или менее подходит в качестве союзника. Так делается буржуазная политика - сговоры вождей, циничные манипуляции, закулисные игры. НБП, ведомая своими вождями, не способна выйти за рамки этой политики в силу своей социальной конституции.

Нет, не убедительна мимикрия НБП под левых радикальных демократов. Любой человек, имеющий опыт участия в политической организации, знает, что организация, поскольку она существует долго, - это определенная история, традиции, определенная организационная миникультура, устойчивая расстановка лидерства, более или менее устойчивое идеологическое ядро. Это структура. Структура, даже такая аморфная, как НБП, не меняется так легко. Конечно, все течет, структуры распадаются и видоизменяются. Возможно, правы те нацболы-ренегаты, которые предсказывают НБП вырождение в банду отмороженных маргиналов и отбросов. Мы не беремся здесь прогнозировать, где и в каком состоянии окажется НБП в результате грядущего кризиса путинского режима. Для нас важно было подчеркнуть: НБП была и остается препятствием на пути формирования подлинно революционного антикапиталистического движения в России.

http://www.aglob.ru

Сайт создан в системе uCoz